Можно ли выбирать между постом и кормлением бедняков?

30 апреля 2025 года 13:02

Вопрос: Я слышал, что Куръане сказано, что можно выбирать между постом и кормлением бедняков, но потом ученые отменили этот выбор. Правда ли это?

Ответ: с именем Аллаха Милостивого, Милующего.   Речь в вопросе идет о 184-м аяте суры «аль-Бакара»:  

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ فَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًا فَهُوَ خَيْرٌ لَّهُ وَأَن تَصُومُوا خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ  

Его смысл: «А на тех, кто может [поститься] – фидья [искупление, и это] накормить бедняка. А кто добровольно сделает [больше] хорошего, то это лучше для него. Однако поститься лучше для вас [чем выплачивать фидью], если бы вы знали».   Толкование этого аята передается от таких сподвижников, как Ибн Аббас, Ибн Мас’уд, Му’азибн Джабаль, Ибн Умар, Саляма ибн аль-Аква’ и другие, да будет Аллах ими доволен: они говорили, что в начале Ислама был дан выбор: поститься или кормить бедняка за каждый день поста. Но затем был ниспослан аят:  

فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ

«И кто из вас застанет этот месяц [рамадан], пусть постится» (2:185). И этот аят отменил предыдущий, после чего каждый, для кого пост обязателен, должен поститься, и не соблюдать пост стало можно лишь по уважительной причине (болезнь, путешествие, старость, беременность и т. д.).   Об этом сообщается в достоверных сборниках хадисов имамов Бухари и Муслима:  

عَنْ سَلَمَةَ بْنِ الأَكْوَعِ، - رضى الله عنه - أَنَّهُ قَالَ كُنَّا فِي رَمَضَانَ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم مَنْ شَاءَ صَامَ وَمَنْ شَاءَ أَفْطَرَ فَافْتَدَى بِطَعَامِ مِسْكِينٍ حَتَّى أُنْزِلَتْ هَذِهِ الآيَةُ ‏ فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ‌‏  

От Салямы ибн аль-Аква’а, да будет Аллах им доволен, передаются слова: во времена Посланника Аллаха ﷺ, в рамадан мы могли выбирать: кто хотел, постился, а кто хотел, не постился и кормил бедных, пока не был ниспослан аят «И кто из вас застанет этот месяц [рамадан], пусть постится» (Бухари, Муслим).   То есть мы видим, что об обязательности поста и отмене выбора между постом и кормлением бедных, говорят не только мусульманские богословы Средних веков, а сами сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ. Если допустить сомнение в их трактовках нашей религии, то тогда нельзя быть уверенным ни в чем, даже в истинности текста Куръана, ведь именно сподвижники сохранили и передали Куръан так, как он дошел до нас.   Кроме того, все сунниты едины в том, что хадисы из сборников «Сахих» Бухари и Муслима достоверны. Сомневающийся в том, что достоверно передано от сподвижников и не принимающий оба «Сахиха» — сектант и еретик, пытающийся разрушить Ислам, на его слова нельзя обращать внимание, и его мнения о религии не имеют абсолютно никакого веса.   Существует также другое толкование, которое передается от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом, согласно которому аят «А на тех, кто может [поститься] – фидья накормить бедняка» не отменен, но в нем идет речь о тех, кто освобожден Всевышним Аллахом от обязанности поститься, а именно о пожилых людях и хронически больных. Иными словами, те, кто способен поститься, но с большим трудом и риском для здоровья, имеют права не поститься и выплачивать фидью. Это толкование также передал имам Бухари в своем «Сахихе», так что нельзя сомневаться в его достоверности.   Также передается в некоторых тафсирах, что в аяте подразумевается отрицание:

«وَعَلَى الَّذِينَ [لا] يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ »

: «А на тех, кто [не] может поститься – фидья», что усиливает предыдущее толкование: люди, физические не способные держать пост и не надеющиеся в будущем этот пост восполнить, должны выплачивать фидью.   Выдающийся арабский языковед Абу Хайян аль-Андалюси пишет в своем тафсире «аль-Бахр аль-мухит»: «Некоторые ученые посчитали возможным, что в аяте подразумевается отрицательная частица «لا», так что глагол на самом деле стоит в форме отрицания: не может поститься». Примеры такого пропуска отрицания рода встречаются арабской литературе и в Куръане. Так, в 176-м аяте суры «ан-Ниса» говорится:    يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ أَن تَضِلُّوا   «Аллах объясняет вам это, чтобы вы не сбились [с верного пути]».

В этом аяте подразумевается «أَن لاتَضِلُّوا», то есть пропущена отрицательная частица. Как бы то ни было, в 184-м аяте суры «аль-Бакара» ни в коем случае речь не идет о физически здоровых мусульманах в наше время — они однозначно должны соблюдать пост. Об этом ясно говорится в Куръане, Сунне и единогласии (иджма’) всех мусульман. И поэтому никаких иных мнений здесь быть не может.   Всевышний Аллах приказывает обращаться за знаниями к компетентным специалистам, говоря: «Спрашивайте у обладателей знания, если сами не знаете» (сура «ан-Нахль», аят 43). Поэтому не гоняйтесь за «сенсациями», не ищите «новое слово» в Исламе и остерегайтесь еретических воззрений, которых сегодня полно на просторах интернета.

Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. 

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей